Deprecated: Function ereg_replace() is deprecated in /home/h382593/sovazs.com/docs/showarticle.phtml on line 44
№12(177) 2016
ИНТЕРВЬЮ

…Ничто так не определяет ваше развитие, как пользователь…

Автоматизация автозаправочных станций – это не только оборудование и технологии, но и программные продукты, упрощающие процесс анализа собранных данных. Мало получить информацию, ее надо систематизировать и понять, для чего она и какие выводы из нее можно сделать. А для этого необходим качественный программный продукт. Мы попросили директора компании «НД» Леонида Пашкевича рассказать нашим читателям об эволюции и возможностях современных программных продуктов его компании…

«Современная АЗС»: Леонид, насколько я помню, ваша компания является не только поставщиком кассовых систем и систем измерения уровня, о которых мы с вами беседовали в предыдущих номерах. Вы также поставляете IT-решения для автозаправочных комплексов.

Леонид Пашкевич: Да, вы абсолютно правы. Делая первые шаги в автоматизации АЗС еще в 1996 г., мы шли по пути развития POS-систем. В то время кассовые аппараты только начинали входить в обязательные требования при автоматизации, но уже было понятно, что сама по себе АЗС не является автономным объектом, а одним из элементов в системе нефтепродуктообеспечения. Сети станций управлялись из единого офиса, и люди, принимающие решения в трейдерском бизнесе, зачастую могли и не появляться на станциях, оставаясь их владельцами или управляющими топ-менеджерами. Вот и появился вопрос: как обеспечить управляющее звено достоверной информацией о событиях на объекте, об остатках и движении товара? Соответственно, возникла потребность развивать IT-направление и строить информационные базы данных для сбора и хранения оперативной информации. Создавать специальные департаменты внутри компании, которые могли бы научить наших клиентов пользоваться такими решениями и определять новые бизнес-задачи, решение которых ляжет на новейшие IT-технологии.

«Современная АЗС»: Не могли бы вы пояснить необходимость столь сложной системы для АЗС и компаний, управляющих сетями?

Леонид Пашкевич: Система и простая, и сложная одновременно. Все зависит от того, по каким параметрам оценивать. Если говорить о технической составляющей, то мы используем стандартные подходы к построению информационных систем. Иногда вопрос с клиентом возникает о технологии СУБД – систем управления базами данных, но тут мы отстаиваем компромиссный подход между ценой покупки и владения с одной стороны, и функциональной нагрузкой – с другой. Десятилетний опыт внедрения показал, что в долгосрочной перспективе это правильный подход. В конце-концов, наши клиенты – не благотворительные общества для монополистов рынка операционных систем и СУБД. Я имею в виду такие компании, как Microsoft и Oracle. Система скорее сложна в написании, чем в развертывании и поддержке. А если говорить об интерфейсной части пользователя, то она спроектирована максимально простой, интуитивно доступной, без перегрузки функциональных возможностей. Как показывает практика внедрения, коммерческие фишки, такие, как: акционные схемы, лояльные программы и управление сопутствующими товарами – не самое главное, если вы реально хотите контролировать свой бизнес удаленно.

«Современная АЗС»: Леонид, сегодня на мировом рынке довольно много предложений, аналогичных вашим. В чем отличие ваших решений, и в чем выгода для клиента работать именно с вами?

Леонид Пашкевич: Отличия, безусловно, есть. Во-первых, наша СИИ шла по пути развития основного направления – это контроль нефтепродуктов, а вот управление сопутствующими товарами – второстепенная функция. Основные конкурирующие системы в мире шли совершенно по-другому. Это системы, пришедшие из супермаркетов, и к ним «докручивается» топливная часть. В связи с этим они позволяют вести оперативный учет топлива как товара, с фиксацией всех транзакций, но совершенно не учитывают его физические свойства. Именно здесь и начинаются злоупотребления. Наш комплекс имеет встроенную математическую модель типичного поведения нефтепродуктов, в зависимости от температуры (времени года) и с учетом коррекции резервуарного парка, где топливо хранится. В эту модель запрограммирован большой ряд факторов, по которым может идти анализ процессов. И этот факторный анализ позволяет построить коридор типичной жизни АЗС или нефтебазы. Сработавшие факторы автоматически, без участия человека, поднимаются в чек-лист и должны быть обработаны соответствующим персоналом. Система отслеживает статус таких всплывших задач. Благодаря этому, хозяин может сохранить до 1 млн долл. на каждые 150 станций в год. И это при проливе порядка четырех кубов в сутки. Если показатели выше, то и бонус, соответственно, выше.

«Современная АЗС»: Так в чем же основная ценность таких IT-решений для потребителя?

Леонид Пашкевич: Смотря, кто потребитель – автолюбитель или трейдер. Наша компания, оценив свой вклад в отрасль за последние 20 лет, пришла к выводу, что пора говорить и о социальных ценностях. Пришло время задать себе вопрос: что изменится от нашего присутствия или отсутствия на рынке? Что такого полезного для общества мы создаем? И приоритеты, которые мы перед собой ставим на следующие пять лет – повысить качество обслуживания автолюбителей на АЗК. Само по себе это решит вопрос востребованности наших решений. Ведь они должны быть полезны конечному потребителю. Именно он сталкивается с некоторыми из них на автозаправках при заказе топлива, при покупке сопутствующих товаров, при оплате своих заказов. Поэтому для автолюбителей – это удобное и быстрое обслуживание, гибкие способы оплаты, интегрированные бонусные и лояльные программы. А для трейдеров мы даем инструмент абсолютного контроля удаленных объектов хранения и реализации нефтепродуктов и сопутствующих товаров. При этом основная ценность, как я отмечал ранее – учет физических свойств нефтепродуктов во всем диапазоне температур для наших широт и система массового метода учета НП. Другими словами, все это и есть организация учета товарно-материальных ценностей компании, которые не утрачивают своей стоимости.

«Современная АЗС»: Леонид, а за какой период времени вообще создается программный продукт для АЗС?

Леонид Пашкевич: Программный продукт – это всегда эволюция. Я вам могу ответить – 20 лет. Область IT –это всегда движение. Всегда есть свои победы и свои поражения. Невозможно создать готовый продукт и забыть о его развитии. Тем более в наш 21-й век, когда технологии так стремительно развиваются. Наш продукт закончен ровно настолько, насколько он востребован. Но если более пристально всмотреться в нашу историю, то система информационной интеграции получила более быстрое развитие в последние пять шесть лет. Перед этим были эксперименты. Какую СУБД взять за основу? На чем создавать код программы? Какие бизнес-процессы положить в основу решения? И еще много других вопросов, которые предопределили наши шаги в разработке. Но ничто так не определяет ваше развитие, как пользователь и его истинные цели. Именно появление реальных потребителей резко изменило направление наших работ. Если в 2006–2007 гг. мы говорили о документообороте и о хранении оперативных данных с удаленных объектов, то сегодня этим никого не удивишь. Истинный интерес клиентов открылся совсем в другом. Вот что стало интересно – учет НП с использованием массового метода, коррекция измерительных средств на объекте, злоупотребления или халатность (разные клиенты в силу своего разного социального развития по- разному называют несоответствия в учете, зафиксированные комплексом). Основной вопрос любого внедрения: где взять на это деньги? Когда они вернуться? А вернуться ли вообще? Ведь предела совершенству нет. Есть команды IT, намного превосходящие возможности компании «НД», и для нас это не секрет. Но сколько они стоят? И какова цена владения решением от этих команд? Вот он, тот самый компромис, о котором я говорил в начале. Функциональные возможности, что решаем? – с одной стороны, и стоимость – с другой. Стоимость во времени. Время, необходимое для создания продукта – настоящее-продолжающееся.

«Современная АЗС»: Как проходило внедрение в разных сетях, какие яркие случаи эффективного применения вы можете привести?

Леонид Пашкевич: Это очень емкий вопрос. О нем, наверное, можно написать несколько статей, посвятив каждую отдельной компании. Могу попробовать остановиться только на основных моментах. Внедрение всегда было незавершенным, либо останавливалось вообще, если в процесс не был вовлечен непосредственный владелец или лицо, реально отстаивающее интересы владельца. Ведь речь идет о больших деньгах. Как я отмечал, сеть из 300 станций размывает от 2 до 4 млн долл. в год, которые могли бы пойти на укрепление или развитие бизнеса. И это уже не теория – это проверенные, реальные данные, собранные за прошедшие 10 лет. Кстати, они не зависят от бренда. На них влияет только тип топливораздаточного оборудования и колебания температуры.

Станция должна оприходовать излишки в среднем 0,5% от общего объема прокачки по году. Дальше инструменты и менеджмент. Как вы понимаете, роботы не врут, а вот с людьми надо работать. В соседней Польше норма естественной убыли нефтепродуктов – 0,2% у нас, согласно действующего законодательства, 0,8%. Вторая особенность – то, о чем я вам рассказал, должно представлять ценность для человека, с которым вы начинаете внедрение, иначе это просто пустая трата времени. При внедрении надо изменять некоторые бизнес-процессы: прием бензовозов на станциях, контроль сменных отчетов, введение массового пересчета, реагирование на инциденты и т.п. Все это должно иметь поддержку и выделенный ресурс. Сама система ни за кем не бегает и по рукам не стучит. Она – инструмент. А инструмент должен быть в руках профессионально обученных и мотивированных людей. Отсюда и разности во внедрениях. Вот пару ярких случаев. На одной из сетей система среагировала на постоянные утечки топлива во время отпусков. Продукт – А-95 – как самый «текучий». При подключении службы безопасности выяснилось: течь в трубе, на участке резервуар-колонка. Никого не поймали, течь устранили, за последние пять лет она больше не появляется. То есть, проблема была не в человеческом факторе. А вот другой случай. Система зафиксировала нетипичное накопление нефтепродуктов. Затем системный несанкционированный отбор топлива в период с 23:00 до 2:00 (в разные дни время изменялось). Все продолжалось целую неделю. Отбор составил 4,2 т НП за одну неделю. Информация до владельца не дошла. Топ-менеджмент вопрос замял и перевел в русло анекдотов от компании НД. Отношения осложнились и пока не наладились. Вот так рождаются и неуспешные проекты. Все зависит от того, кто интересант. Сейчас у нас очень успешно развиваются проекты с группой «Приват», UPG, КЛО, «Азовнефтепродукт», «АМИК» и многими небольшими сетями. Всему свое время. Ведь время рано или поздно заставляет всех снижать свои издержки и повышать эффективность процессов. Ослаблять, а то и вовсе исключать человеческий фактор из схем контроля. Вот этим мы и занимаемся.

«Современная АЗС»: Какие перспективы развития своей компании вы видите на местном рынке и на мировом? Вы ведь представляли весь комплекс автоматизации АЗС в Штутгарте не просто так а с прицелом выхода на рынки других стран?

Леонид Пашкевич: Да, на выставке в Штутгарте мы представляли полный комплекс наших решений. Мы для себя видим будущее в развитии международных проектов. Скорее всего, не удастся очень быстро зайти на чужие рынки полным спектром решений, но на внедрения по отдельным позициям мы очень рассчитываем. Очень заинтересовала потенциальных клиентов наша система измерения уровня, и мы планируем на следующий год усилить маркетинговые мероприятия по этому продукту. В Индонезии, например, в этом году мы установили POS-системы на 11 станций АГНКС (сжатый газ) для компании Pertamina. Что касается местного рынка, то мы уже хорошо представлены на нем. Время от времени сталкиваемся с конкуренцией от производителей кассового оборудования и от поставщиков зарубежных систем измерения уровня. Но это только придает нам силы и заставляет двигаться дальше, предлагая все новые и технологичные решения. Время проверяет любого поставщика. Мы уже 20 лет на этом рынке, и нам есть что показать. Наше будущее зависит от нас.

«Современная АЗС»: Леонид, спасибо за интересное интервью, хочется услышать ваши пожелания нашим читателям в преддверии Нового 2017 года.

Леонид Пашкевич: Для ваших уважаемых читателей я хотел бы пожелать в Новом году приобрести Новые знания. У нашей компании есть один из девизов – Однажды наступает момент, когда знание начинает определять бытие. Как по мне, для человека это важно. Ведь никому не все равно, как он будет жить завтра. А поэтому – Новых знаний, Новых свершений, Новых целей и Новых друзей и партнеров. Вместе мы можем многое. 
На главную страницу | Вывести на печать | Закрыть окно
© «Современная АЗС» 2002-2021. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с законом об авторском праве. В случае использования текстовых и фотоматериалов ссылка на «Современную АЗС» обязательна! В случае полной или частичной перепечатки текстовых материалов в Интернете ссылка на «Современную АЗС» обязательна! Адрес электронной почты редакции: pr@sovazs.com